В коробке с игрой Кондотьер мы найдем, помимо оформленных в небольшую приятную книжечку правил, следующее: игровые карты (110 штук плюс две карты-памятки), 36 разноцветных кубиков (наборами по 6 штук одного цвета, итого - максимум для 6 игроков), две высоких деревянных фишки - Кондотьера и Папы (черная и белая), и небольшую жесткую карту Италии, поделенную на 17 регионов.
Об игровых картахКарты в колоде подразделяются на два вида:
Карты Наемников. Их силой указана на щите в углу карты. Наемники образуют чуть больше половины колоды. Наемников каждого вида в колоде по восемь карт, за исключением самых слабых - их десяток.
Специальные карты (смотрим фото ниже, описание свойств идет в порядке чтения). Карт каждого вида в колоде определенное количество - от трех до шестнадцати.
- Барабанщик. Удваивает силу Наемников.
- Пугало. Карта сразу попадает в сброс, давая возможность игроку забрать в руку ранее выложенного Наемника из своей армии.
- Епископ. Из всех армий сбрасываются наемники с наивысшей на столе силой. Кроме того, игрок получает возможность немедленно выставить на поле или передвинуть фишку Папы (регион, в котором стоит такая фишка, не может быть атакован)
- Капитуляция. Происходит немедленный подсчет силы армий и побеждает сильнейшая.
- Зима. Если не поле есть карты Весна - они немедленно сбрасываются, сила любого Наемника становится равной 1.
- Весна. Если на поле есть карты Зима - они немедленно сбрасываются, наемники с наивысшей на столе силой получают дополнительные три очка (но если в армии присутствует Барабанщик, сила сначала удваивается, и только потом прибавляется три очка).
- Куртизанка. Карта с силой 1, на которую не действуют специальные карты. Если в конце битвы за регион у игрока в армии больше Куртизанок, чем у других игроков - то фишку Кондотьера в следующий регион ставит именно он, даже если в битве победит другой игрок.
- Героиня. Карта с силой 10, на которую не действуют специальные карты.
Игровой процессВ начале игры в центре стола размещается карта Италии. Каждый игрок выбирает цвет кубиков, получает по 10 карт, а самый младший - фишку Кондотьера.
Каждый игрок - предводитель наемной армии, стремящейся подчинить себе значимую часть Италии. Для этого необходимо получить контроль над определенным количеством городов-регионов. При этом можно попытаться захватить смежные регионы - и в этом случае есть шанс получить победу быстрее. Для игры вдвоем-втроем нужно завоевать 6 регионов или же 4 смежных региона. Для игры большим количеством игроков - 5 и 3 региона соответственно.
Битва разыгрывается за тот регион, в который была выставлена фишка Кондотьера. Игроки по очереди выкладывают по одной карте, формируя свое войско. Если игрок считает, что карт сыграно достаточно, он говорит "пас": это не лишает его права на регион, если в итоговом подсчете его армия окажется сильнее.
Битва продолжается до тех пор, пока все игроки не спасуют (если у игрока кончились карты, он пасует автоматически), либо если кто-нибудь в свой ход не выложит карту Капитуляция. После этого происходит подсчет силы итоговых армий, и победивший игрок размещает в регионе кубик своего цвета. Если так получилось, что сильнейшая армия у нескольких игроков - регион остается свободным, но при желании может тут же быть атакован снова.
Далее сравнивается количество куртизанок, и если есть явный лидер - он выставляет фишку Кондотьера в следующий регион. Если лидера нет - куда ставить фишку Кондотьера определит победитель битвы.
После битвы игрок имеет право сбросить карты и не участвовать в следующей битве, если у него на руках не осталось карт Наемников. Если после подобного сброса карты на руках остались хотя бы у двоих игроков - между игроками с картами начинается битва за следующий регион, остальные игроки ждут своего часа.
Если же карты остались только у одного игрока - он их сбрасывает (но вправе оставить себе одну или две карты по своему усмотрению), и карты раздаются заново. Каждый игрок после раздачи должен иметь на руках по 10 карт плюс по карте за каждый контролируемый им регион.
Таким образом, битва за битвой и распределяется влияние над Италией. Кто первым подчинит требуемое число регионов - тот и победил.
Также в правилах указаны варианты игры - с подсчетом очков за победу, с добором карт после каждой битвы, с возможностью атаковать ранее захваченный другим игроком регион, и так далее. В общем, есть где не заскучать после десятка-другого партий.
Впечатления от игрыТеперь же о личных впечатлениях.
Приятные стороны:
- Лаконичность и компактность игры. В Кондотьера реально играть вчетвером даже на табуретке. Будь у него еще и карта складная - вообще можно было бы в кармане куртки с собой таскать.
- Интересные битвы, элемент блефа. Иногда проще прочитать замыслы, зная характер самого игрока, иногда - проще разыграть всю руку в одну битву, будучи уверенным в своих силах - главное, так, чтобы противники при этом себе карт не оставили, а то поделят следующий регион без тебя. Сыграть Епископа, чтобы сбросить пятерки, дождаться, когда расслабленные враги кинут десятки - и сбросить их вторым Епископом, и потом лишь свои десяточки на поле вывести.
- Стратегичность. Когда стоит какой-то регион "хапнуть" поскорее, любыми средствами, вывернув на стол Героиню, Зиму, и Капитуляцией припечатать. Когда - наоборот, выгоднее "слить" регион на окраине на растерзание противников, оставив побольше карт на руках, да и прихватить себе без боя следующий регион, пока карты не раздали.
- Время партии. Игра не слишком короткая - не обрывается, едва только разыгрался, но и не слишком длинная - втроем минут в 20-30 вполне укладывались
- Игра с Защитой. Отдельный плюс за этакую дополнительную опцию "осады", когда игроки получают возможность атаковать завоеванный регион. В этом случае игрок, чей регион атакован, вправе пропускать выкладывание первой карты столько, сколько пожелает: хочет, вообще может дождаться, когда пасанут противники, и только потом выставить свою армию. А что? Он тут уже окопался, у него есть преимущество и право ждать. Симпатично, в общем.
Неприятные стороны:
- Огромная колода в 110 карт. Ее неудобно тасовать, в игре на троих участвует от силы треть карт. Понятно, что при игре вшестером на руках будет почти две трети (карт 60-75), но все же неудобно.
- Убегание лидера. Если грамотный игрок сходу вырвался вперед на регион-два - лишняя пара карт часто дает решающие преимущества.
- Влияние рандома. Иной раз от раздачи хочется взвыть. С полной рукой пугал да куртизанок много навоюешь? Разве что развлечешься подзуживанием других игроков.
- Подсчет. Когда на столе у каждого по 5-6 карт, игра тормозится на всевозможные "так, а у тебя Героиня, удвоенные 9, плюс Весна.. это у нас... 31 что ли? А сколько мне надо, чтобы ты не дай боже не Капитулировал? ". Может, если играть по десятку партий в день, мозги начнут автоматом высчитывать эти комбинации, но, подозреваю, к этому моменту игра может наскучить.
- Большая коробка. Как всегда 2/3 воздуха. И ведь не столько в воздухе проблема, а в том, что коробки с играми место занимают, а закидывать разные игры в одну коробку для компактности мне характер не позволяет.