Владимир Мор
Not to touch the earth, not to see the sun...
Часть первая. Чем оно привлекает.

Игровой набор обладает очень неплохой совокупностью плюсов:
  • Он относительно недорог (порядка семи сотен рублей).
  • В него входит все, что необходимо для того, чтобы сходу начать битву: правила, поле (четыре двусторонних фрагмента, что позволяет строить разнообразные рельефы), 6 сборных миниатюр танков.
  • Танки симпатичны, детализированы - и вместе с тем предельно просты в сборке и подготовиться к игре можно за 10-20 минут абсолютно не торопясь.
  • В игре используются основные правила системы Art of Tactic, но берет только тот пласт, который относится к танкам - и на новичка обрушивается что-то около трети полного объема информации.
  • В набор входит книга сценариев, уже содержащая обучающий и еще 3 разноплановых сценария.
  • В продаже находится довольно широкий спектр подразделений, которыми можно дополнить существующие армии. И новые дополнения продолжают выпускаться.


Часть вторая. Освоение и возможности.

Правила (сокращенная версия правил системы Art of Tactic, как уже было сказано) изложены очень тяжеловесно. В общей сложности обрести более-менее внятную уверенность в себе и приступить к битве удалось после воскурения видеоролика-обзора системы, вдумчивого чтения правил и вникания в подробный пример хода, изложенный в обучающем сценарии.



Сама система реализует механику одновременного хода противников, о которой авторы стараются упомянуть при каждом удобном случае.

Реализовано это специфично. Каждому подразделению на поле соответствует карточка, где перечислены его возможности и параметры. В начале хода игроки скрытно друг от друга отдают приказы. Делается это в виде отметок маркером на обороте тех самых карточек. Материал карточек позволяет легко стереть пометки в любой момент игры.

После того, как все приказы были расписаны, игроки одновременно вскрывают свои карточки, и начинается, собственно, разбор полетов. А также поездок, поползов, стрельб, минирований и многого другого. При этом фаза приказов разбита на последовательность: сначала выполняются приказы обороны, затем - связанные со стрельбой, затем - движение, и т.п. Каждый приказ - в своей очередности. Но приказы одного типа действительно реализуются одновременно. Скажем, можно безжалостно расстрелять противника из всех стволов, и он не успеет убежать, но при этом если вы одновременно заявили стрельбу - то она одновременно и произойдет. А там может статься, что и полягут оба.

В наборе Танкового боя нам доступен разумный танковый минимум действий: приказы занять оборонительную позицию, вариации атаки и ведения огня, приказы засады и приказы перемещения. Танки летать, ставить мины, перевозить припасы не умеют - но зато они умеют ездить и стрелять, что и продемонстрировано во всей красе.

Также, если ваше подразделение попало под массированный обстрел, понесло потери или было атаковано с тыла или флангов, оно имеет шанс оказаться в огневом подавлении - что означает потерю возможности принимать дальнейшее активное участие в бою как минимум до конца текущего хода.

Кроме того, учитывается еще целый ряд мелочей, например, влияние рельефа и типа местности и расход боеприпасов у конкретного подразделения.

Таким образом, система предоставляет массу возможностей, при, на самом-то деле, не таких уж и сложных правилах.

Часть третья. Пробный бой.

Для простоты рассказа и чтобы не путаться в показаниях, я опущу слово "взвод", используемое в сценарии и правилах и буду говорить просто "танк", в единственном числе.

В обучающем сценарии мы видим следующий расклад: легкие танки РККА (БТ-5 и Т-26) находятся в деревне, причем БТ-6 (левее) на момент начала действа уже находится в засаде, что дает ему плюсы к меткости и защиту от прямых атак противника. Чуть правее в кустах расположилась "тридцатьчетверка". Немецкие танки расставлены невыгодно и бестолково: ближе всего к деревне расположился в кустах средний Panzerkampfwagen IV, на дороге за кустами прячется легкий Panzerkampfwagen 38(t), и, наконец, в чистом поле, на расстоянии прямой видимости Т-34 радостно маячит легкий Panzerkampfwagen II. Такая вот странная атака.

Танковый бой, обучающий сценарий


Я беру на себя тяжелую долю вражины, Sant_yaga патриотично обороняет деревню.

Ход первый.

У нас он начался с реализации приказов Огонь на подавление. Pz. IV находится под огнем Т-26, и не жалея снарядов долбит в советский Т-34. Т-34, ничтоже сумняшеся, угнетает такой открытый всему новому Pz.Kpfw. II. Средние танки урона не получают, а атака Т-34 разносит Pz.Kpfw. II в клочья прежде, чем его экипаж хоть что-то может предпринять. По плану, Pz.Kpfw. II должен был подойти ближе и расстрелять советский танк в упор - но не успел.

После такого бодрого начала из-за кустов выскакивает с явным намерением обстрелять деревню легкий, очень легкий Pz.Kpfw.38(t) - и нарывается на крайне меткий огонь сидящего в засаде БТ-5. Гибнет, так и не не успев ни-че-го.

Ход второй.

Защита моего Pz. IV восстановилась, но что он может против не пострадавшего противника? Начало хода, снова все начинается с массированного Огня на подавление - и снова FAIL: "тридцатьчетверке" хоть бы хны, а Т-26 умудряется не только повредить танк, но еще и вынудить его перейти в состояние Огневого подавления. Впрочем, в этом уже нет большой нужды: Т-34, не мудрствуя лукаво, довершает начатое банальным прямым попаданием. До БТ-5 в этом ходу очередь так и не дошла.

Деревня отбита, немцы разгромлены, советские танкисты ликуют.

@музыка: Frank Klepacki – Soviet March

@темы: пример партии, обзор, впечатления, варгеймы, Танковый бой